"Это решение, в первую очередь, связано с принципами формирования и работой Экспертного совета конкурсов спектаклей оперы, оперетты/мюзикла и балета "Золотой маски", - говорится в заявлении. - Большинство членов экспертного совета - это специалисты по опере и балету, процент театроведов и критиков, способных профессионально оценивать спектакли оперетты и мюзикла, в нем минимален. В результате достойные постановки, идущие на сценах разных театров, зачастую не номинируются на Премию, а отобранные спектакли временами не соответствовали творческим критериям жюри "Золотой маски", и в конкурсе спектаклей оперетты/мюзикла "Золотая маска" не вручалась, что фактически дискредитирует наш жанр. И это при том, что задача экспертного совета - объективно отобрать лучшие спектакли, поставленные на сценах российских музыкальных театров и отражающие тенденции и направления развития жанра оперетты и мюзикла.
В этом году члены экспертного совета, отбросив все творческие составляющие и нарушив Положение о Премии "Золотая маска", придумали новые критерии отбора спектаклей: были исключены мюзиклы, идущие под минусовую фонограмму, и оперетты, в которых используются микрофоны. Это - абсурдное решение, идущее вразрез с сегодняшней общепринятой мировой практикой. В результате этого в конкурсную программу не были допущены спектакли нашего театра - мюзикл "Граф Орлов" и оперетта "Фея карнавала". При этом мюзикл "Русалочка", в котором игра небольшой группы музыкантов дополняется фонограммой записанного в студии оркестра, был допущен - что свидетельствует о двойных стандартах, применяемых членами Экспертного совета. Сложилось впечатление, что новые критерии отбора были придуманы для того, чтобы наши спектакли не могли составить конкуренцию отобранным номинантам "Золотой маски". Театр "Московская оперетта" считает, что данная ситуация не соответствуют целям и задачам Российской национальной театральной премии "Золотая маска", и в дальнейшем прекращает свое участие в этой премии".
Вот такое заявление распространил единственный в Москве театр "легкого", а на самом деле самого трудного из жанров. Получился весьма весомый подарок к двадцатилетию "Золотой маски".
Кто спорит: этот театральный конкурс делает огромное дело, свозя в Москву лучшие спектакли страны - в условиях, когда гастроли приказали долго жить, и нормальное кровообращение между театрами серьезно нарушено. "Маска" - единственный канал обмена режиссерским и актерским опытом, единственный оставшийся источник информации о том, что происходит в театральной России. Но разговор о критериях отбора, по крайней мере, в этой весьма размытой по очертаниям номинации "Оперетта/мюзикл", действительно давно назрел. В экспертных советах, составленных из специалистов в области оперы и балета с академическим консерваторским образованием, я почти не видел энтузиастов опереточного жанра. "Академики" к нему чаще относятся снисходительно и чуть брезгливо, как к осетрине второй свежести. Высоким профи не приходит в голову, что есть среди деятелей искусств выдающиеся мастера, отдавшие этому жанру не менее чем жизнь. И что жанр этот требует значительно более универсальных дарований, чем даже опера, что он не так прост, как кажется. Они приходят его смотреть, заранее скептически похмыкивая. Я уже не говорю о жюри, членов которых мне не раз приходилось наблюдать в деле: сидят в VIP-креслах, весело переговариваясь и понимающе перемигиваясь во время спектакля, заводя друг друга и соревнуясь в остроумии. Публику такого поведения из театра обычно выводят - но здесь ни-ни: VIP-кресла, высокое жюри!
Наши отечественные жюри в корне отличаются от зарубежных тем, что органически неспособны просто получать удовольствие от увиденного, радуясь хотя бы крупицам таланта. Получив место в судейской коллегии, наш деятель искусств обычно раздувается и преисполняется ощущения свалившейся на него власти над коллегами. Композитору в жюри всегда не нравится чужая музыка: он бы написал иначе. Режиссер рассматривает создания коллег, как патологоанатом злокачественную опухоль. Только актеры, пожалуй, иногда испытывают сочувствие к происходящему на сцене - они на своей шкуре знают, как тяжело там сейчас, как нервно, и как капризна грань, отделяющая триумф от провала. Но актеров в жюри почти и не пускают. Зато там полно не получившихся музыкантов, которые из-за отсутствия необходимых для самостоятельного творчества данных пошли в музыковеды. И вот они - самые лютые. Они обычно сбиваются в стаи, подобные некогда существовавшим кланам "лемешисток" и "козловитянок", - неистовых поклонниц того или иного режиссера или дирижера, способных за своих любимцев перегрызть глотку кому угодно. И все остальное целенаправленно отстреливают. Их гонор не поддается описанию: спектакли они смотрят, заранее их ненавидя. И вот с такими критериями ездят по городам и весям страны, казня и милуя целые театры и театральные жанры. Или сидят в жюри, решая их судьбы.
"Московская оперетта" у них в опале давно. Когда-то я мог их понять: славный в далеком прошлом театр переживал долгий период кризиса и застоя, он действительно не был готов состязаться с более динамично развивавшимися труппами. Но вот уже несколько лет подряд там происходят совершенно изумительные перемены: пришла талантливая актерская молодежь, за пульт встал замечательно одаренный молодой дирижер, на афише стали появляться все более интригующие названия. И уже многие премьеры дают основание говорить о реальном возрождении жанра на московской сцене во всем его разнообразии - от традиционной, но заметно посвежевшей оперетты до ревю и мюзикла. Возникли интереснейшие работы и молодых актеров и ветеранов, классиков театра. Активизировались поиски современных средств выразительности. Все это год за годом проходит мимо внимания экспертов "Золотой маски".
Отбор в номинацию "Оперетта/мюзикл" в этом году иначе чем скандальным не назовешь. Я уже писал о неправомерности включения в национальный конкурс фактически иностранного продукта - диснеевского спектакля "Русалочка", чуть видоизмененного клона известного бродвейского шоу. Не менее странно выглядит в номинации "оперетта/мюзикл" отважная, но не имеющая отношения к данному жанру "Месса" Бернстайна в Новосибирском театре оперы и балета. И даже "Белая гвардия" Свердловской музкомедии представляет собой побочное ответвление от жанра - это скорее недотянутая во всех отношениях опера, а в силу полного отсутствия в ней юмора театр, ее воплотивший, можно переименовать из Музкомедии в Муздраму. Немудрено, что растерянное жюри так и не нашло, кому из претендентов можно вручить премию за лучшую режиссуру. Лучшим же спектаклем признало "Русалочку", где главную и решающую партию исполнил бюджет - по российским меркам, несоразмерный и недосягаемый. И этот удивительный факт еще раз говорит о безразличном, а потому легкомысленном отношении к жанру.
Оперетта, кто спорит, более других подвержена и штампам и дурному провинциализму. Отбор спектаклей в эту номинацию всегда на грани срыва. Но она, как и любая другая, требует от эксперта любви и понимания ее особенностей. Как раз этой любви и понимания, а стало быть, и профессионализма теперь почти нет ни в среде экспертов, ни в жюри. Судя по нынешней "Маске", оперетта уже скончалась, ее крупнейшие театры в стране закрылись, там вообще ничего не происходит. И в этом смысле демарш "Московской оперетты" весьма симптоматичен: в конце концов, главный судья в театре - вовсе не эти люди в VIP-креслах, а купивший билеты зритель. Если за нею последуют хотя бы еще пара театров - номинация окончательно развалится: такого уровня бойцов на этом поле у нас невероятно мало.